Павловец Михаил ([info]miklukho_maklay) wrote,

Захар Прилепин на Самотёке 3 марта 2009 года

3 марта в литературном салоне «На Самотёке» состоялся вечер прозаика Захара Прилепина.



Пока ведущие представляли автора, сам З.Прилепин расположился сбоку сцены, и какая-то симпатичная девушка рядом со мной, косясь на писателя, просто била копытцем в нетерпении, когда же наконец преамбула сменится амбулой.



Прилепин не заставил себя долго ждать: он был возбужден, круги вокруг глаз свидетельствовали об интенсивности его общения за эти 5 дней, что он провел в столице. Говорил Захар горячечно, чуть заикаясь, но не от волнения – от темперамента. Начал выступление с рассказа о себе, своей биографии, сразу же посыпались записки, поэтому – наверное, впервые за все 7 лет существования «На Самотёке» – весь вечер был посвящен только одному, а именно обстоятельным ответам на многочисленные вопросы.



Пересказать все сказанное, хотя бы конспективно, не представляется возможным. Любопытных отсылаю к «Литрадио» , писавшее вечер и обещающее вскоре выложить запись. На мой взгляд, лейтмотивом всей встречи была настойчивая и довольно-таки убедительная попытка З. Прилепина создать образ человека, стоящего над культурными институциями и литературными условностями, признающего лишь безусловности дружбы и вражды.



Собственно и с пришедшими на вечер он строил разговор как с собеседниками, а не как с «читателями». Поэтому особенно яростно Прилепин отбивался от вопросов о собственной медийности, включенности в культурное поле, противопоставляя им свою семейственность, витализм, равнодушие к славе и самому литературному труду, сыпал слэнговыми словечками и тонко и остро шутил.



Вот несколько наиболее запомнившихся высказываний:
 преодоление биографии – одна из важнейших писательских задач;
 прочти первый том «Мертвых душ» и пойми, что мы не при делах;
 к телевизионным писателям пропадает читательский интерес;
 при помощи понятий «хорошо» или «плохо» мы ничего не поймем;
 (о молодой прозе) снимать первичные приемы – очень просто;
 писательством не дорожу: что хотел сформулировать – сформулировал;
 построить длинное большое человеческое чувство – важнее и сложнее, чем мучиться от 1-й, 2-й, 3-й неразделенной любви;
 русская почва, русская судьба и способ ее продолжения в пространстве – вот что меня волнует;
 будущее нашей страны вижу невозможно дурным;
 в мужчине самое важное – мужество и чувство юмора.



С вечера писатель поспешил на вокзал: в 22 с минутами отходил поезд до Нижнего Новгорода, где З.Прилепин в настоящее время живет.
Принесенные Димой книги смели еще до начала вечера. Зал был полон и по ходу в основном лишь пополнялся.

UPD: О том же вечере, но по-своему [info]nora_shafran пишет вот здесь
Tags: На Самотёке

  • Post a new comment

    Error

  • 26 comments

[info]nabatnikova1

March 4 2009, 15:49:47 UTC 3 years ago

Захар - наше всё. Ить хотела пойти, его всегда интересно послушать. Всё - свежо! Но притомилась к вечеру.

[info]miklukho_maklay

March 4 2009, 18:10:46 UTC 3 years ago

Даже если "наше отчасти", все равно стоило его послушать) Он незауряден, бесспорно.

[info]gaika_tool

March 4 2009, 16:08:23 UTC 3 years ago

меня несколько смутила фраза "нижегородский прозаик", Миша)))
к ЗП отношусь неоднозначно, но он - таки фигура, посему это что-то вроде "царскосельская поэтесса Ахматова")))

[info]miklukho_maklay

March 4 2009, 18:08:47 UTC 3 years ago

честно говоря, меня тоже смутила: пока гулял сейчас с детьми, все думал, сто как-то сказано... неловко. Пойду исправлю)
P.S. Хотя, конечно, это отчасти в нас наше отношение к провинциализму как чему-то вторичному говорит. Интересно, в Европе имеет хоть какой-то дополнительный смысл фраза "писатель из Кельна", "писатель из Льежа"?

[info]a_gonch

March 5 2009, 11:27:30 UTC 3 years ago

да уж, никак он не нижегородский, там его таким даже не считают )

[info]miklukho_maklay

March 5 2009, 12:33:06 UTC 3 years ago

а каким считают - московским? всенародным? вообще не считают?)

[info]a_gonch

March 5 2009, 12:35:20 UTC 3 years ago

просто масштаб Захара как бы сразу стал таким, что не прилепляется к нему вот это "нижегородское", хотя он никогда не будет этого стесняться. но и "московское" не лепится, потому что "московский" все же мельче "российского".
вообще логично и называют его, если уж стилистически вот так прямо припирает, "российким"

а всенародным пошловато вообще быть ) классик тогда уж. неплохо звучит )

[info]miklukho_maklay

March 5 2009, 13:05:21 UTC 3 years ago

Да, не поспоришь)
Хотя жаль: я мечтаю жить в России, в которой слова "нижегородский писатель" звучат совершенно нормально, без налета вторичности или провинциализма.
Все ж таки Москва - огромный пылесос, даже репутации в себя затягивает(

[info]a_gonch

March 5 2009, 13:06:52 UTC 3 years ago

ой, у меня на этот счет соображений два железнодорожных состава, как никак полтора года как из Нижнего в Москве, так что тут без пива галлона даже начинать не стоит ))

но тоже мечтаю, но пока это невозможно

[info]miklukho_maklay

March 5 2009, 13:10:28 UTC 3 years ago

Был я в Вашем городе лет 5 назад: красивый очень. Вид с Кремля необыкновенный: столько воздуха! Жаль, из-за работы толком ничего посмотреть не удалось) Хороший город!

[info]a_gonch

March 5 2009, 13:10:54 UTC 3 years ago

посмотри как про него однако в Лукоморье пишут )

[info]miklukho_maklay

March 5 2009, 13:24:10 UTC 3 years ago

а где и кто конкретно?

[info]cornflake88

March 5 2009, 16:22:09 UTC 3 years ago

Мне уже бесполезно убеждать себя в том, что я когда-нибудь приду кого-нибудь послушать:) Но зато я могу почитать, как оно было, у Вас, а теперь и у Э.Ф.
Прилепин меня чем-то всё-таки привлекает, несмотря на то, что от всех его идей я бесконечно далека. "Саньку" прочитала, кстати, с меньшим интересом, чем вторую книгу - "Грех". От "Саньки" тогда многие были в восторге, я тоже решила приобщиться, но поскольку перед этим прочитала несколько книг Битова, роман показался слишком простым, что ли

[info]miklukho_maklay

March 5 2009, 18:06:31 UTC 3 years ago

да, Вас, барышня, я уже даже и не зазываю: Вы как Мэри Поппинз - пока попутные ветры не подуют, на Салон Вы не залетите)
Что касается Прилепина... собственно, он сам позиционирует свое творчество как краюху ржаного хлеба, а Битов в своих лучших вещах - полноценный обед из 3-х блюд)

[info]cornflake88

March 5 2009, 18:17:06 UTC 3 years ago

У меня литературная социофобия, наверное) Мне жаль только, что я Родионова не видела, об остальных как-то не сильно тревожусь. Почему-то имею наивное убеждение, что у автора надо только книжки читать, а надобности глазеть на него как-то не вижу. Вот мне кажется, что на Прилепина именно "поглазеть" пришли. Поглазеть, поддеть, развить националистическую тему...

Да, в этом семестре М.Г. скажет, что для успешной сдачи экзамена необходимо посещать все салоны на Самотёке:)

[info]miklukho_maklay

March 5 2009, 18:26:19 UTC 3 years ago

Упаси боже!)
Хотя в наше время, когда житейский имидж писателя - даже не продолжение его творчества (как это было в сер. веке), а наоборот - творчество становится продолжением того образа, который он лепит всем своим поведением и т.п., время от времени приходить на подобные мероприятия по крайней мере любопытно. Медийное время - ничего не попишешь!)

[info]cornflake88

March 5 2009, 18:31:44 UTC 3 years ago

Да, на такие мероприятия надо ходить только по велению души:)

Я понимаю, что любопытно, но... Я раньше, например, не могла ходить на концерты, не хотела всякой толкотни, суеты. Это потом поняла, что если кого-то не увижу, то потом возможно буду жалеть. Так что теперь хожу иногда:)Или меня просто ставят перед фактом и берут с собой:)

[info]miklukho_maklay

March 5 2009, 18:40:42 UTC 3 years ago

об этом когда-то (не очень, впрочем, удачно) сказал В.Высоцкий:
Я не люблю манежи и арены,
Где миллион меняют по рублю...

Боязнь толпы - одно из самых естественных человеческих чувств на мой взгляд. Но мы, дети Мегаполиса, должны относиться к этому философски)

[info]cornflake88

March 5 2009, 18:51:56 UTC 3 years ago

Меня радует то, что меня больше не пугает школа:) Это, наверное, моё главное достижение в преодолении страха перед толпой.

От Мегаполиса надо стараться отдыхать. Я в детстве по несколько месяцев жила в деревенской глуши, потом когда возвращалась в Москву, не могла привыкнуть к асфальту, шуму, машинам. Но что делать? Вспомнилось "Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря". Но оно невозможно

[info]miklukho_maklay

March 5 2009, 19:06:29 UTC 3 years ago

Есть такое понятие в медицине: запредельное торможение) Когда туземцы, живущие у Ниагары, не слышат его шума)

[info]nora_shafran

March 5 2009, 18:28:03 UTC 3 years ago

Лера, ничего из перечисленного НЕ БЫЛО, а уж тем более "...развить националистическую тему...". Иногда все же надо ходить. После встречи с ЗП у меня появилось желание прочитать его книжки, а до встречи я бы ограничилась только тем, что уже было. (По поводу Вашего "наивного убеждения" почти мои мысли).

[info]cornflake88

March 5 2009, 18:40:10 UTC 3 years ago

Просто во всех интервью с ним, которые я читала и слушала, эта тема так или иначе затрагивалась. А насчёт "поддеть", просто вспомнила "Школу злословия" с Прилепиным. При всём моём уважении и любви к Татьяне Толстой и Дуне Смирновой их манера общения с гостями программы меня раздражает. Даже если приглашённый ими человек мне неприятен. По той же причине не могу смотреть программы, которые ведёт Андрей Максимов. В общем, у меня, наверное, какие-то специфические представления о том, что я хочу увидеть и услышать.

А вообще о современных поэтах и писателях последний месяц даже не думала, потому что всё это время меня занимали подростки 13-16 лет) Надо как-то включаться в процесс

[info]absient_spirit

April 20 2009, 17:54:56 UTC 3 years ago

З.П.

З.П. просто великолепен! И пусть он немного запинался, и до встречи хорошо "погулял" в Москве, но несёт он правильные идеи. Несёт, как в произведениях, так и в своих речах. Пришёл на встречу, не зная кто это такой. Ушёл с намерением взяться за этого автора всерьёз. Жаль, что навстречу пришёл неподготовленный и не смог с ним пообщаться, уже зная что-то о нём ...

[info]miklukho_maklay

April 20 2009, 18:23:24 UTC 3 years ago

Re: З.П.

ага)
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…